* ЕВГЕНИЙ СТАСЕНКО * КУРС РАЗВИВАЮЩЕГО РИСОВАНИЯ *
Есть вещи, которые полезно знать не только специалистам, а всем взрослым и, особенно, родителям малышей. До 10 лет восприятие находится в процессе формирования, поэтому обучение детей профессиональным, "взрослым" методам изобразительного искусства не только невозможно, но и вредно. Это верный способ привить детям отвращение к рисованию.

Введение

Многие родители хотят, чтобы ребенок рисовал как взрослый художник. Они ожидают от ребенка "правильных" результатов в рисовании и ругают за "неправильные". И, к сожалению, очень многим неизвестен тот факт, что ребенок не способен нарисовать какие-то вещи просто в силу возрастных особенностей развития.

Нам кажется, что все, имеющие глаза, видят одни и те же предметы одинаково. Соответственно, что дети видят так же, как и взрослые. Глаза есть? Есть. Но дело в том, что глазами надо еще научиться пользоваться. И в том, что визуальная информация обрабатывается не в глазах, а в мозге. Восприятие - очень сложный механизм. И, если навык хождения полностью формируется к полутора годам, то восприятие находится в процессе формирования примерно до 10 лет1.

Дети в возрасте до 10 лет любят рисовать. Изобразительная деятельность для них насущная необходимость, так как в процессе рисования развивается механизм восприятия. Восприятию невозможно научить, но можно создать условия, в которых восприятие будет развиваться полнее и легче. Задача педагога заключается в обогащении процесса развития восприятия. Не форсировать развитие, а обогащать – это главный принцип Развивающего Рисования. И, конечно, не надо превращать рисование для ребенка в работу и в обязанность. Рисование должно быть игрой.

Можно выделить несколько возможных направлений работы с ребенком в процессе рисования.
  1. Можно обучать особенностям изобразительных техник. Например, как при работе акварелью мягким расплывом сделать на боку яблока румянец. Или как с помощью одной и той же кисти делать разные по форме и размеру мазки. Как из этих мазков «собрать» цветок, бабочку, жука.
  2. Мы можем научить работе с разными инструментами. Например, работе пером.
  3. Можно обучить некоторым элементам перспективы. Например, дальние предметы меньше ближних и, чем ближе предмет, тем больше деталей на нем мы видим.
  4. Можно научить ребенка конструировать сложные объекты из простых форм.
  5. Можно объяснить основы цветоведения, как из двух цветов получить третий или, например, как сделать деревья в лесу зеленым цветом разных оттенков.
И отдельно о том, чего мы НЕ будем делать:
  • Мы не будем пытаться передать в рисунках объем предметов. Все предметы будут плоскими. Ребенку до 10 лет непонятно, как в плоский лист можно поместить объемные вещи.
  • Употребление теней тоже исключим - это атрибут трехмерного пространства.
  • Также мы не будем пытаться имитировать эффекты наблюдательной перспективы. Перспективу мы ограничим загораживанием одного предмета другим, условными плоскими планами и разницей размеров вблизи и вдали.
  • Мы не будем пытаться создавать реалистические рисунки. Изображение предметов будет условным и плоским.
  • Критику детских рисунков исключаем полностью. Только поощрение, обязательно находим, за что похвалить. Все попытки поправить рисунок могут быть только в виде ненавязчивого предложения: не хочешь ли попробовать вот так? Может будет лучше, если сделать вот это?
  • Ни в коем случае не рисуем на работе ребенка - это может делать только он сам. Все, что хотим показать, делаем на своем рисунке, на отдельной бумажке.


1 Один из основоположников экспериментальной психологии Альфред Бине, а затем известный психолог Уильям Штерн установили, что существуют три стадии восприятия ребенком картинки. Первая – стадия перечисления (или, по Штерну, предметная, т.е. стадия узнавания отдельных предметов), характерная для детей от 2 до 5 лет; вторая – стадия описания (или действия, что происходит на картинке), которая длится от 6 до 9-10 лет; третья – стадия истолкования (или отношений, раскрытия причин, связей, обстоятельств, целей), характерная для детей после 9-10 лет. Эти три стадии в процессе развития восприятия дополняют одна другую и складываются в итоге в зрелое восприятие.
Что касается эстетического развития, значительная группа психологов и искусствоведов считает, что способность к эстетическому восприятию ребенок приобретает примерно в 10-11 лет. Это, конечно, не исключает проявления элементов эстетического восприятия в более раннем возрасте.
© Е. Стасенко 2004 - 2015 г.г.